Принципы и содержание реформы (монетизации) социальных льгот в социальном
обеспечении РоссииСтраница 4
4. Данный нормативно-правовой акт, по сути, устанавливает две системы преимуществ - натуральные льготы и денежные компенсации, обозначаемые как меры социальной поддержки. Вместе с тем не обозначаются специфика использования данных юридических средств, их правовые режимы, не фиксируется четкий порядок их практического применения. Например, не отлажен механизм обеспечения бесплатными лекарственными средствами. В некоторых субъектах РФ число отказов в обслуживании уполномоченными аптечными учреждениями рецептов на получение бесплатных лекарственных средств составляет от 6 до 16 процентов. Стоимость лекарственных средств, предоставляемых соответствующим категориям граждан бесплатно, превышает стоимость тех же лекарственных средств, отпускаемых в розничной сети аптечных учреждений по коммерческим ценам[45].
5. Необходимо установить временные сроки, этапы, стадии процесса льготирования, закрепить особые компенсационные механизмы (например, в денежном выражении) за неиспользованные социальные услуги. Должны быть нормативно зафиксированы меры контроля за предоставлением социальных гарантий на региональном и муниципальном уровнях в целях ликвидации возможностей ведомственного усмотрения в процессе льготирования, сокращения сферы существования дискреционных полномочий соответствующих должностных лиц. К сожалению, правовое регулирование этих вопросов отдано «на откуп» субъектам Федерации, лишь немногие из которых в достаточной мере оперативно отреагировали на изменившееся законодательство.
6. Остался не затронутым вопрос о минимальном социальном стандарте, критериях его определения, соотношения с величиной прожиточного минимума и минимальным размером оплаты труда. В дальнейшем возможно принятие отдельного рамочного нормативного акта, посвященного данной проблеме, где детально будет определен механизм установления социальных пособий, компенсаций и льгот на основе единых для всех категорий субъектов нормативов минимальных социальных стандартов. Это позволит упорядочить действующие социальные гарантии, компенсации и льготы, привести их в единую систему, создать базовую нормативную основу для льготного регулирования в Российской Федерации.
Качество 122-го закона снижают и многочисленные погрешности технико-юридического характера, о чем уже говорилось в литературе[46]. Кроме того, данный нормативно-правовой акт был принят после формирования федерального бюджета, что негативно сказалось на качестве его финансового обеспечения.
7. В анализируемом законе должен быть детально разработан механизм реализации социальных гарантий, обеспечивающий практическое воплощение подобных правовых установлений. Важно учитывать, что на механизм действия нормы права, закрепляющей те или иные меры социальной поддержки, оказывают постоянное влияние факторы внешней социальной среды, которые могут вызвать неблагоприятные последствия и нарушить его нормальное функционирование. Поэтому возникает задача создания надежных материальных и юридических гарантий, способствующих наиболее эффективному воплощению в жизнь подобных правовых установлений.
Важно учитывать, что значительная часть социальных обязательств в соответствии с законопроектом переходит под ответственность субъектов Российской Федерации и муниципалитетов. Вместе с тем источники и механизмы финансирования подобных обязательств должным образом не обозначены. Известная же ограниченность финансовых возможностей многих российских регионов и муниципальных образований не исключает опасность невыполнения названных обязательств. Кроме того, законодатель должен четко определить размер устанавливаемых юридических благ (льгот, субсидий, мер социальной поддержки), закрепив единые условия, критерии и порядок их предоставления. Вполне логично «определить минимальные и максимальные размеры льгот, компенсаций, субсидий, пособий»[47], которые должны устанавливаться не в фиксируемой сумме, а в процентном отношении к минимальному размеру оплаты труда. Целесообразно детально разработать условия и порядок индексации социальных пособий, компенсаций и льгот.
Похожие статьи:
Преобразовательная функция
Суть преобразовательной функции социологии в том, что выводы, рекомендации, предложения социолога, его оценка состояния социального субъекта служит основанием для выработки и принятия определенных решений. Уже всем ясно, что при реализаци ...
Краткий отчет моей деятельности в КМО МОИ "ТАЛАНТ".
В соответствии с учебным планом я проходила производственную практику в по специальности "Юриспруденция" в Красноярской местной общественной молодежной организации инвалидов "ТАЛАНТ" в рамках проекта "Правовой дес ...
Смешанные браки и их роль в социально-демографических процессах
В условиях возрастающей индивидуальной и общественной мобильности (социальной, психологической, экономической, географической и т.д.) и стремительно меняющегося мира ситуация взаимодействия людей различного образа жизни становится все бол ...