Коммерциализация высшего образованияСтраница 1
Обычно коммерциализация университета начинается с того, что кто-то из его сотрудников находит возможность заработать деньги. Речь может идти о щедром финансировании исследований в обмен на исключительное право коммерческого использования их результатов, о получении прибыли от заочного обучения или о заключении выгодного контракта с фирмой — производителем одежды, предлагающей наличные деньги и бесплатную спортивную форму для университетской команды в обмен на размещение на этой форме своей корпоративной эмблемы. Руководство университета, естественно, приветствует подобные инициативы, помогающие ему финансировать перспективные программы или покрывать бюджетный дефицит, который принимает порой угрожающие размеры. Оно охотно изучает предложения такого рода и подсчитывает возможные прибыли. Лишь затем, уже имея их в виду, университетские администраторы начинают всерьез размышлять, не могут ли эти предложения повредить основной деятельности университета. Именно в этот момент они пытаются сообразить, как организовать коммерческое предприятие таким образом, чтобы оно могло развиваться и, несмотря на сопряженный с ним риск, приносить деньги[11].
Перспективы прикладной науки и образования в России неразрывно связаны с их коммерциализацией, т.е. с инновационной деятельностью. Коммерциализация является внешним проявлением структурных комплексных преобразований внутри научных организаций и в учебных заведениях. Прикладная наука выступает производительной силой при условии структурных преобразований.
Преобладающий характер прошедшего периода не инновационной, а финансовой, иначе говоря, монетарной экономики для некоторых организаций и учебных заведений отразился на действовавших предпочтениях в форме выбора профиля прикладной науки и образования, а профессиональная подготовка при этом сместилась в область обучения финансистов, бухгалтеров, менеджеров и юристов.
Для реальной экономики, развитие которой является инновационной деятельностью, а коммерциализация прикладной науки и образования входит неотъемлемой частью, нужны специалисты не столько финансового, правового, гуманитарного или теоретического профиля, сколько профессионалы в различных отраслях промышленности.
Надо сказать, что наука и образование по теоретическим направлениям, а также по гуманитарным, как правило, не подлежат коммерциализации и требуется достаточный объем целевого финансирования из государственного бюджета.
Проблемный характер коммерциализации теоретической науки и образования заключается в том, что коммерческий заказ мог бы привести к изменению научного профиля, который стал бы не теоретическим, а прикладным. При данных обстоятельствах коммерциализация означала бы ликвидацию теоретических исследований или их трансформацию в прикладном направлении.
Например, не сложно понять мотивы ученого (физика, химика, биолога, филолога и др.), работающего по тому или иному теоретическому направлению исследований естественных законов, который не имеет достаточного правительственного финансирования, стремится к коммерциализации своей работы и предположительно получает заказ на выполнение прикладной задачи.
Ясно, что мотивы в данном случае сводятся к прекращению фундаментальных исследований и к освоению прикладного направления. Возможно, изменение профессионального профиля способного человека при коммерциализации предмета его работы будет решением личных экономических проблем. Но, кто же будет изучать естественные законы, что не менее важно с точки зрения интересов общества и государства.
Бюджетное финансирование учреждений теоретической науки и образования само по себе является исключительно важной задачей для правительства и общества, но не имеет отношения к инновационной деятельности, т.е. к коммерциализации науки.
Таким образом, можно определить следующие общие ограничения по вхождению в инновационную деятельность.
Осуществление самостоятельной инновационной деятельности, т.е. коммерциализация науки и образования, имеет проблемный характер в научных и учебных организациях теоретического профиля, а также в учреждениях по предмету финансовой экономики - не реальной и не инновационной.
Причем для поддержания фундаментальной теоретической науки, по-видимому, нет иной альтернативы, кроме бюджетного финансирования, если только по вопросам коммерциализации не учитывать возможность совместного участия организаций прикладной и теоретической науки. Имеется в виду, что коммерческий заказ на обучение теоретиков и соответствующие исследования может формироваться организациями прикладной науки и образования как часть более общей экономической задачи.
Инновационный потенциал технического университета, способность удовлетворять экономический спрос, содействовать продвижению финансовых активов в сектор реальной экономики, производству нематериального актива и повышению стоимости предприятий можно охарактеризовать следующими двумя критериями:
Похожие статьи:
Манипулятивные приемы в обсуждениях и дискуссиях
Рассмотрение приемов психологических манипуляций, используемых в ходе деловых обсуждений, дискуссий, совещаний, других официальных и неофициальных формах межличностного взаимодействия, позволяет проиллюстрировать каким образом люди с выра ...
Характеристики общества потребления (по Бодрийяру)
ü Персонализация, или наименьшее маргинальное различие (НМР)
Функциональный, обслуживающий характер человека в обществе потребления приводит к синтезу индивидуальности из знаков и подчёркнутых отличий. В сфере знаковых различий не о ...
Женщины, преуспевающие в бизнесе
Отдельные выдержки из интервью, а также данные обобщенного анализа не позволяют выстроить неповторимый психологический портрет женщины-предпринимателя, по разным причинам шагнувшей в стихию российского рынка. Именно это обстоятельство поб ...