Социально- психологический тренинг как эффективный метод работы с
неблаполучными подростками. Психологические особенности
тренинговой группыСтраница 3
В наиболее общей формулировке в тренингах обычно ставятся следующие группы целей.
1.
Изучение психологических закономерностей, механизмов и способов межличностного взаимодействия для создания основы эффективного и гармоничного общения с людьми.
2. Содействие процессу личностного развития, реализации творческого потенциала, достижению оптимального уровня жизнедеятельности и ощущения счастья и успеха. www.cultnow.ru
3. Развитие самосознания и самоисследования участников для коррекции или предупреждения эмоциональных нарушений на основе внутриличностных и поведенческих изменений.
4. Исследование психологических проблем участников группы и оказание помощи в их решении.
5. Улучшение субъективного самочувствия и укрепление психического здоровья.
Для тренингов общения наиболее специфична первая группа целей, а для тренингов личностного роста — вторая. Цели 3-5 преимущественно психотерапевтические и психопрофилактические. На тренингах они чаще присутствуют в качестве дополнительных[4, с 53-54].
Пространственная и временная
организация тренингов
Как правило, в процессе работы участники тренинга садятся в круг. Подобное расположение участников выбирается большинством ведущих не случайно — оно дает ряд преимуществ.
♦ В кругу обеспечивается наилучший взаимный обзор: все на виду,
есть возможность оказаться, так сказать, лицом к лицу с любым
из участников.
♦ Круговое расположение обеспечивает высокий уровень вовлечения в работу — в кругу невозможно «отсидеться» за спинами остальных.
♦ Круг — фигура, максимально «демократическая». В нем невозможно выделить «главу», все находятся в равных условиях, что сплачивает группу.
♦ Круговое расположение обеспечивает свободу движений участников.
Однако круговое расположение отнюдь не предназначено на все случаи жизни. Например, оно не очень удобно при изложении информации ведущим, особенно если при этом используются какие-либо средства наглядности, требующие выхода ведущего за пределы круга. В таком случае половина подростков оказываются спиной к ведущему, а если все пересаживаются к ведущему лицом — круг распадается на две дуги, передняя из них перекрывает обзор задней. Кроме того, высокая степень взаимного обзора участников, которую дает круг, не всегда желательна; поскольку некоторые упражнения подразумевают индивидуальную работу.
В таких случаях целесообразно изменить расположение участников. Если аудитории предстоит выслушать выступление ведущего, просмотр видеозаписи и т. п., хорошо подойдет расположение полукругом, «елочкой», углом или буквой «П». Если же предусматривается индивидуальная работа, участникам можно предложить расположиться в пространстве свободно и равномерно, каждый выбирает удобное для себя место.
Довольно часто тренинговые упражнения проводятся не в общем круге, а подразумевают работу в подгруппах. Состав подгрупп рекомендуется регулярно менять, чтобы не вызвать эффект стабильного распадения на них подросткового коллектива.
Похожие статьи:
Практическое задание
Уинстон Черчилль говорил, что государственный деятель отличается от политического тем, что первый думает о благе народа и государства, а второй же – о будущих выборах.
Можно ли согласиться с мнением бывшего премьер Министра Великобритани ...
Анализ проблем реализации национальных проектов
На сегодняшний день России характерны: низкий уровень рождаемости (10,4 случая на 1.000 населения), высокий уровень смертности (15 случаев на 1.000 населения). Ежегодно заболевают более 200 млн человек, а продолжительность жизни составляе ...
Решение проблем и социальная поддержка молодых семей в современной России в
период кризиса. Принципы организации социальной поддержки
молодых семей в России
Принципы – это основополагающие начала, идеи, отражающие объективные закономерности какой-либо деятельности, сформулированные в виде правил и применяемые в практике этой деятельности. По этой причине определение и точное формулирование пр ...