Семейная и бытовая жизнь женщины XIXв.Страница 5
В семьях ткачей типичное разделение труда выглядело так: мужчина прял, женщина чистила основу, а дети наматывали нити. О разделении труда в семьях тюрингских игрушечников Сакс сообщает: " .Внутри семей образуется детальное разделение труда, и всё так и спорится в руках. Отец, например, лакирует и раскрашивает голову, мать кроит костюмчик, дочери его сшивают и натягивают на торс, мальчик раскрашивает ножки, а самый маленький прибивает чинелли и кукла готова"[5,191]. Когда надомная промышленность ещё была связана с сельским хозяйством, могло быть и так, что женщины сидели за прялкой, мужчины и работоспособные сыновья работали в поле или готовили пищу. "Нередко можно увидеть, что бабушка, мать и внучата заняты прядением, а отец и подросший сын работают на поле или исполняют другую работу по дому, готовят пищу, чистят свеклу или картофель" .
Ослабление традиционных представлений о мужской и женской работе, доходившее до перевёртывания их соотношения, соответствовало необходимости приспособить организацию труда к материальным условиям жизни. Жёсткие условия, в которых надомники должны были жить и работать, требовали высокой степени развития "семейной кооперации"[5,91]. Это вынуждало людей, занятых надомным трудом, в зависимости от специфических условий отрасли и конъюнктуры отказываться от традиционных форм разделения труда и кардинальным образом перераспределять основные роли мужчины и женщины.
В ремесленном производстве были иные отношения. Здесь в основном все исходили из экономического расчета. Имело место значительная разница между женихом и невестой. Такое поведение было разумным не только для подмастерьев, которые браком с вдовой добивались положения мастера, а браком с дочерью мастера быстрее допускались в цех; оно было разумным и для женщин. Пока городское общество не знало других форм социальной поддержки и обеспечения в старости женщин, разница в возрасте имела второстепенное значение. Многие авторы обоснованно предостерегали от того, чтобы переносить современные представления о любви на эти браки. С другой стороны, это не означает, как заметила Хайди Розенбаум, что симпатия между женихом и невестой не играла никакой роли. В неразделимом комплексе чувств, эротики и расчёта в зависимости от конкретного сочетания могли преобладать разные составляющие. Однако нарушить хозяйственную целесообразность нельзя было ни при каком условии: этому препятствовали социальные нормы цеха. Как и при изучении крестьянского мира, следует помнить, что люди врастали в производственные отношения (а брачные и семейные были их частью) и выбор свой они делали в соответствии с духом ремесленной экономики. То, что современники говорили по этому поводу, скорее может объяснить, чем защитить принятые тогда отношения. Большинству людей и без того было очевидно, что "слабая, хилая болезненная женщина не подходит никакому горожанину: она не может работать ."[5,113] Примечательно, что этот— столь часто высказываемый— устанавливающий норму тезис мужчины о женщине позволяет без труда определить, кто в цехах и в городском обществе имел власть определять, что должно быть.
Элементом ремесленного производства, который решающим образом определял доступ к власти дома и в цехе, было не владение землёй, как у крестьян, а квалификация. Патриархальные настроения городских цехов именно поэтому не допускали обучение ремеслу девушек и, соответственно, получение звание мастера — женщиной. Сегрегация по полу основывалась не на владении средствами производства, а на исключении женщин из процесса обучения ремеслу. Кажется обоснованным приписывать вытекавшему из этого преимуществу в квалификации мужчин далеко идущее значение для утверждения патриархата в ремесле. Это преимущество в квалификации ни в коей мере не ограничивалось сноровкой и узким специальным знанием. Оно включало в себя "знание света", приобретавшееся в ходе странствий подмастерьев. Девушки и женщины оставались
дома, их
среда ограничивалась работой по
дому и в саду и,
возможно, продажей изготовленных изделий. "Делам домашним" девушка училась у матери. Если находился подходящий партнёр для брака, то она покидала родительский дом, чтобы перебраться в аналогично устроенное хозяйство ремесленника. Женщина, став женой мастера, оставалась зависимой с социальной, правовой и политической точек зрения. Хотя она обладала в полной мере правом собственности в соответствии с часто применявшейся нормой общности имущества супругов и правом вдовы продолжать ремесленную деятельность с подмастерьем, господству мужчин не угрожало ничего. Опираясь на порядок получения квалификации и сложившуюся символику в высшей степени мужского общества городских цехов, они распоряжались важнейшими хозяйственными операциями и располагали властью определять и нормировать социальные отношения.
Похожие статьи:
Основные показатели уровня жизни населения
Уровень жизни определяется совокупностью различных качественных и количественных показателей, которая позволяет провести анализ реального уровня жизни различных групп населения и всего населения в целом, такая совокупность показывает оцен ...
Пенсионный отдел города или района.
Пенсионный отдел является структурным подразделением Управления социальной защиты населения. Пенсионный отдел города или района организует свою работу или по участковой системе, или с применением функциональной специализации.
Как бы ни ...
Отслеживание эффективности работы тренинговой группы с подростками
Психологические тренинги характеризуются большим разнообразием и могут быть классифицированы по различным основаниям. Если классифицировать психологические тренинги в зависимости от целей, их можно условно расположить в континууме от тр ...