Теоретические основы социальной реабилитации детей с ограниченными
возможностями здоровья. Общая характеристика детей с
ограниченными возможностями здоровьяСтраница 2
С 1980-х гг. стали отдавать предпочтение понятию «дети с отклонением развития» так как специальное обучение распространилось и на умеренные нарушения в развитии, хорошо поддающиеся коррекции [5].
Дети с отклонением в развитии – учащиеся, у которых физические и психические отклонения приводят к нарушению общего развития и социального - психологической дезадаптации. При этом выделяются следующие категории таких детей: www.cultshine.ru
- с нарушением слуха (глухие, слабослышащие, поздно оглохшие);
- нарушение зрения (слепые слабослышащие);
- тяжелые нарушения речи (логопаты);
- нарушение интеллектуального развития (умственно отсталые и ЗПР);
- нарушение опорно-двигательного аппарата;
- комплексными нарушениями психофизического развития (слепоглухонемые, слепые умственно отсталые, глухие умственно отсталые и другие);
- эмоционально-волевыми нарушениями (акцентуации, психопатии, аутизм);
В настоящее время чаще встречаются комбинированные отклонения в развитии. В связи с этим в специальной психологии внедряется МКБ-10, имеющая синдромологическую структуру диагностики [13].
Сегодня широко используется понятие «дети с ограниченными возможностями», «дети с особыми нуждами». Различные отклонения в развитии отражается на особенностях формирования социальных связей детей, их познавательных особенностях и ограничениях в трудовой деятельности.
Всех с детей с отклонением в развитии подразделяют по степени восстановления, образовательному уровню, профессиональной пригодности.
По степени восстановления. В зависимости от характера нарушения одни аномалии могут полностью преодолеваться в процессе развития ребенка, другие лишь частично корректироваться, а некоторые только временно компенсироваться.
По образовательному уровню. Одни дети могут овладеть только навыками самообслуживания, другие – элементарными образовательными знаниями, третьи – полным курсом средней школы.
По профессиональной пригодности. Одни дети компенсируются в пределах социально-бытовой ориентации, другие – в условиях малоквалифицированной работе [6].
Отклонения в развитии ребенка характеризуется не только отрицательными признаками, но и своеобразным развитием. Поэтому очень справедливо понятие В.П. Кащенко – «Исключительные дети». Часто коррекционный процесс направлен на вторичные нарушения, а первичные реабилитируются преимущественно медицинскими средствами.
Вторичные отклонения в развитии отличаются от первичных:
-по времени возникновения (первичные нарушения появляются раньше);
-по структурно-функциональному принципу (первичные чаще связаны с поражением и поэтому называются органическими и биологическими), а вторичные обусловлены изменением функции определенных систем и характеризуются как функциональные (или психоэмоциональные);
-по действию поврежденного фактора (повреждающий фактор непосредственно действует на структуры, вызывая их первичное морфологическое нарушение; вторичные изменения функции косвенно связаны с отсроченным действием неблагоприятного фактора, а в большей степени – с новыми патогенными условиями и вторично запускаемыми патогенными механизмами в организме);
-по характеру компенсаторных возможностей (первичные отклонения связаны с исходно формирующей недостаточностью функции; сам дефект носит стойкий характер, но может компенсироваться в функциональном плане, но не вызывая отклонения в развитии; вторичные отклонения проявляются как нестойкие изменения вторичных функций).
Похожие статьи:
Социальные аспекты реабилитации в России, особенности
В нашей стране идеология политики в отношении инвалидности развивалась аналогичным образом — от медицинской к социальной модели. В соответствии с Законом «Об основных началах социальной защищенности инвалидов в СССР", "инвалидом ...
Аналитическая группировка
Для анализа структуры и дифференциации районов Калужской области по коэффициенту демографической нагрузки (старше трудоспособного возраста) на 1000 человек проведём аналитическую группировку районов по этому показателю. Аналитическая груп ...
Молодежная политика Российской Федерации
В Российской Федерации государственная молодежная политика (ГМП) реализуется на двух уровнях: федеральном и региональном. К сожалению, сегодня нет комплексной молодежной политики, по словам чиновников, создание единой системы и нормативно ...
