Основные школы и направления современной социологииСтраница 5
(самопониманием). Рефлексия
– объект изучения, цель – изучение жизненного мира. Жизненный мир
– это мир, в котором живет обычный человек со своими стремлениями, желаниями, чувствами. Эта, непосредственно данная социальная реальность, и является главным предметом социологии Щюца. В этом мире действия людей имеют субъективный смысл. Поведение человека определяется его собственным субъективным пониманием мира. Ядро феноменологической социологии – то, как человек воспринимает мир. Феноменология интересуется теми основаниями, которые побуждают социолога высказывать свое мнение. Социология стремится изучить собственные основания. Щюц утверждал, что наши знания о мире представляют собой определенный набор типологических конструкций
, которые направляют и определяют наше понимание социальных ситуаций, т.е. наше знание о мире направляется определенной матрицей. Критериями, определяющими структуру восприятия, являются: мотивационный, интерпретационный
, (который позволяет выявить значимость поступающей к нам информации), и тематический
. Правильность критериев подтверждается действиями и словами других индивидов. Обыденное знание
, по Щюцу, – это одновременно рациональное и моральное. Рациональное, потому что следует логике, а моральное, потому что отвергает то, что является несоответствием общепринятым представлениям. Социальная реальность
– это общая сумма объектов и явлений социокультурного мира, которая предстает обыденному сознанию людей. Главной методологической задачей социологии Щюца является открытие принципов организации повседневной жизни. Социальный мир
– это мир конструированный смыслом. Социальным явлениям присущ смысл. Мир является интерсубъективным
, т.е. жизненный мир не может создаться одним человеком. Согласно правилам взаимодействия мы принимаем на веру, что: «Я и другой человек одинаково воспринимаем наш общий мир». Самой трудной проблемой социологии Щюц считает проблему выработки объективных понятий, описывающих структуру значения.
Этнометодология
(Г. Гарфинкель) изучает то, как люди в сущности развивают "разделяемые значения
", т.е. методы, которые используют все участвующие в социальных отношениях, чтобы разобраться в происходящем и сообщить об этом другим, так сказать, "сконструировать" свой социальный мир. Гарфинкель обосновал свою теорию с помощью остроумных экспериментов. Гарфинкель считал, что социальный порядок повседневной жизни очень тонко организован и в то же время очень хрупок: для его уничтожения достаточно прервать повседневные социальные отношения.
Представителями этой концепции являются Джорж Хоманс (род. 1910) и Питер Блау (род. 1918). Основные труды Д. Хоманса: «Человеческая группа» (1950), «Социальное поведение: его элементарные формы» (1961), «Природа социальной науки» (1967). В своей теории социального обмена
Хоманс объединил бихевиоризм, социально-культурную антропологию и утилитарную экономику. Базовая идея теории рассматривает социальное поведение по аналогии с рыночным обменом, т.е. аналогия обмена эквивалентными ценностями. Хоманс выдвинул задачу – вернуть человека в социологию. Он основал теорию необихевиоризма
Похожие статьи:
Социальная мобильность
Характерным разделом теории социальной структуры общества является проблема социальной мобильности. Речь идет о переходе людей из одних социальных групп и слоев (страт) в другие, например из городского слоя в сельский, и наоборот. На соци ...
Меры социальной поддержки ветеранов труда и инвалидов
Меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 г., определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ.
Бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, г ...
Проблемная ситуация
1. Проблема заключается в низком уровне жизни в большинстве семей Республики Беларусь, что приводит к уменьшению количества многодетных семей.
2. Также особо важной проблемой является то, что население сексуально безграмотно, и не информ ...
