Основные школы и направления современной социологииСтраница 4
власти и сопротивления. Отсюда власть порождает конфликт. В работе «Очерки по теории общества» (1968) Дарендорф говорит, что причины конфликтов – это неравенство социальных положений, занимаемых людьми. Конфликт –естественное состояние общества, но в цивилизованном обществе надо регулировать конфликты, предупреждать социальные потрясения. Конфликт, по мнению Дарендорфа, появляется тогда, когда группа осознает свои права и социальное положение и требует изменить сложившиеся порядки.
Создателем этой теории считается Джорж Мид (1863–1931). Интеракционизм
- взаимодействие. Теория объясняет взаимодействие между людьми при помощи символов. Символы
– это язык, жесты, знаки, передающие информацию. Основные тезисы учения: 1. Смысл и символы позволяют людям осуществлять действие и взаимодействие. 2. Сознание человека формируется в процессе социального взаимодействия. 3. В процессе социального взаимодействия люди научаются смыслам и символам, которые позволяют им реализовать свои способности разумных существ. 4. Люди обладают способностями использовать смыслы и символы, исходя из конкретной ситуации. 5. Люди обладают способностью изменять смыслы и символы, исходя из критической оценки результатов деятельности. 6. Сплетающиеся модели действия и взаимодействия создают группы и общества. 7. Общественные структуры не обладают реальностью, а являются продуктом кристаллизации процессов межличностного общения. Социальный мир
, по Миду, – это мир значений Человек не соотносится с реальностью на прямую, только через использование интерпретивных механизмов
. Главная задача процесса взаимодействия, считает Мид, – прояснить как взаимодействие формирует социальную структуру. Социальная структура рассматривается как сеть взаимодействий, которые формируют индивидов. Индивидуальное действие осуществляется индивидом с помощью оценивания и истолкования ситуации. «Я» индивида состоит из: 1) личностного «Я»
(набора спонтанных желаний и потребностей); 2) «Мы»
(усвоенные групповые нормы, социальное внутри человека); 3) Акта взаимодействия
. Механизм формирования значений – это набор действий, в ходе которых индивид замечает предмет, соотносит его со своими ценностями, придает ему значение и решает действовать на основе данного значения. В ответ он получает истолкование действий другого; определение для себя значений тех или иных действий окружающих. Объект – это не внешний стимул, а то, что человек выделяет из окружающего мира, придавая ему значение. Продолжателем Мида стал Герберт Блумер.
Феноменология (А. Шюц) была основана на "понимании" М. Вебера и феноменологической философии Э. Гуссерля. Феномен
– явление. Для феноменологов важна не сущность социального процесса, взаимодействия, а то, какое значение оно имеет для нас, т.е. как он является для нас. Феноменология
– наука, интересующаяся явлениями, а не их сущностью. Феноменология является результатом научной деятельности философии, психологии и социологии. В своей книге «Феноменология социального мира» Альфред Щюц обосновывает феноменологию, интересующуюся рефлексией
Похожие статьи:
Социальная поддержка детей- инвалидов.
На начало 2005 года в органах социальной защиты населения состояло на учете 4728 детей-инвалидов в возрасте до 18 лет, получающих социальную пенсию.
В структуре причин детской инвалидности преобладают врожденные аномалии, деформации и ...
Программно-целевой метод, как один из основных
методов деятельности управления по охране здоровья матери и ребенка. Реализация
федеральных программ по охране здоровья материнства и детства
В России все больше людей нуждаются в помощи государства. Тяжелыми демографическими и социальными последствиями грозят увеличение числа неполных семей, расширение масштабов социального сиротства, преступности, алкоголизма, наркомании, про ...
Томас Квастхофф
Томас Квастхофф (род. 9 ноября 1959, Хильдесхайм, Германия) — немецкий оперный, камерный и джазовый певец (бас-баритон). Инвалид от рождения. В результате употребления матерью Квастхоффа во время беременности препарата талидомида, родился ...