Основные школы и направления современной социологииСтраница 8
Социологическое учение Н. Лумана. Теория Никласа Лумана (1927–1998), является функционалистской доктриной, изучающей проблемы ценностно-нормативной интеграции.
С точки зрения Лумана, современное общество не имеет ценностно-нормативной основы, не имея прочной основы, оно не нуждается в оценках с позиции таких идеалов, как «моральная интеграция
», «солидарность
». Эти понятия слишком размыты и чрезмерно конкретны, для объяснения сложного взаимозависимого и высокодифференцированного общества с характерными для него автономными комплексными самореферентными
социальными системами, между которыми нет общности на уровне элементов. Предполагается, что ценностно-нормативный консенсус
высшего порядка (охватывающий общество в целом) больше не является возможным вследствие высокой комплексности общества, однако не отрицается важность и необходимость различных форм консенсуса на локальных уровнях и в повседневных ситуациях. Исследование «современных альтернатив нормативной интеграции
» составляет одну из основных целей Лумана. Рассматривая различные виды социальных систем, он разграничивает системы взаимодействия, организации
и социетальные
системы. Это разграничение соответствует ключевым направлениям современной социологии - теориям межличностного взаимодействия, теориям организаций и теориям общества
. Системы взаимодействия возникают, когда присутствующие индивиды воспринимают друг друга. Личное присутствие является принципом отбора и принципом формирования границ этих систем. Системой более высокого порядка социетальноготипа является мировое общество. Особый вид социальных систем представляют организации, существующие во множестве областей социальной жизни, и находящиеся между социетальной системой и системами непосредственного взаимодействия.
«Организованными
» являются те системы, которые связывают членство в них со специфическими условиями. Безличные правила членства (например, подчинение руководству в обмен на заработную плату), несмотря на возможность собственного изменения и добровольность выбора, способствуют длительной стабилизации в значительной мере искусственных (в том числе в ценностно-нормативном аспекте) способов поведения. Организации способны осуществлять генерализацию мотивов и создавать поведенческие и ценностно-нормативные особенности, необходимые в различных функциональных сферах общества.
Социологическое учение Э. Гидденса. Энтони Гидденс (р. 1938) – английский социолог, внес значительный вклад в интерпретацию классической социологической теории. Разработал собственную концепцию структурации,в работах «Новые правила социологического метода» (1976), «Конструирование общества» (1984). В работе «Последствия современности» (1990), он критикует постмодернизм, разрабатывая в качества альтернативы идею рефлективности в эпоху модерна и характеризуя «высокий модерн
» как об определенную стадию развития общества. Классовые отношения для Э. Гидденса – это базис для формирования групп, «структурирующая основа
» для определения групповой принадлежности. Используя термин «классовое осознание
Похожие статьи:
Приложения
Приложение 1
Утверждаю:
Директор муниципального учреждения социальной защиты
“Комплексный центр социального обслуживания населения” Кичменгско-Городецкого муниципального района Вологодской области
_Л.А. Андреевская
« » _2009года.
Д ...
Социальная реабилитация детей с нарушение опорно-двигательного аппарата в
деятельности социальных служб
Социальная реабилитация лиц с ограниченными возможностями одна из наиболее важных и трудных задач современных систем социальной помощи и социального обслуживания. Инвалидность детей значительно ограничивает их жизнедеятельность и приводит ...
Социальные факторы формирования личности
В многообразии литературы, посвященной вопросам формирования личности человека и ее развития, можно встретить различные подходы. Однако в имеющихся работах не дается конкретного анализа всех процессов формирования целостной личности, кото ...