SociologyDeep

Информация по социологии для студентов

  • Главная
  • Новое
  • Популярное
  • Карта сайта
  • Поиск
  • Контакты
 

Проблемы развития образования в России.
Страница 1

Информация о социологии » Государственная политика в области образования в Российской Федерации » Проблемы развития образования в России.

Перемена ситуации в России внесла много корректив в деятельность образовательных систем. Учеными, практиками, публицистами выделено несколько кризисных черт образования. Резкое сокращение финансирования привело к искажению системы воспроизводства, прежде всего, научных, а также и преподавательских кадров, особенно в вузах. Молодое поколение в массовом порядке утратило интерес, мотивацию на получение образования, поскольку оно не обеспечивает сегодня потребностей человека в нормальном образе жизни. Свертывание научной работы привело к сильному понижению уровня образования. www.eduguides.ru

Этому способствует и необходимость для преподавательских кадров посвящать свою деятельность наряду с основной работой другим сферам труда с целью получения дополнительного заработка. Многие вузы, другие учебные заведения идут по пути коммерциализации, заметно снижая уровень подготовки кадров.

Возникает также проблема «теневых расходов» вузов. Почти половина из тех средств, которые люди затрачивают сегодня на образование, так и не доходит до официальных бюджетных вузов. «Теневые расходы» - это и съем частного жилья во время поступления и учебы, и затраты на репетиторов, и взятки.

Средняя московская семья тратит на платное обучение студента 1120 долларов в год. Из них официальная стоимость обучения составляет 80% от этой суммы. Остальные 20% - это так называемые теневые деньги на сдачу и пересдачу зачетов, экзаменов, что само по себе противопоказано, но уже «прижилось»[11, 11].

Подсчитано, что родители тратят на обучение детей вдвое больше, чем выделяет на эти цели бюджет страны. «Теневые» затраты составляют 24,146 млрд. рублей, это 23,1% в общей сумме расходов семьи. Тем не менее, более 60% родителей в Москве и в регионах РФ готовы на серьезные материальные затраты ради получения их детьми высшего образования. Сегодня доля учащихся на условиях полного возмещения затрат на обучение составляет: в вузах - 50%; в учреждениях среднего профессионального образования - 37%; начального профессионального образования - 20%. Высшее образование недополучило в 2003 году 50 млрд. рублей, что почти равняется средствам, выделяемым на него из госбюджета (58 млрд. рублей). Считается, что половины этих денег хватило бы на 30%-ное повышение зарплаты преподавателям. Школы тоже себя скомпрометировали. Родителям приходится огромные средства вкладывать в обучение своих детей.

В последние десятилетия наметилась тенденция снижения рождаемости, а значит и численности школьников. По прогнозам Госкомстата РФ численность школьников в России постепенно снижается. Эта закономерность отражена в следующей диаграмме:

Диаграмма составлена на основании данных: Барометр нашей жизни // Российская Федерация сегодня. - 2003. - 17 сентября. - С. 7.

Численность школьников в РФ (тыс. чел.)

Еще Владимир Набоков с тревогой говорил, что Россию может постичь судьба Древнего мира, когда культура останется, а народ исчезнет. Судите сами. Начиная с 1992 года смертность в нашей стране намного превышает рождаемость. По прогнозам Госкомстата, к 2025 году в России может остаться около 100 миллионов человек.

За последние 10 лет в 20 раз увеличилось количество наркоманов. По оценкам МВД, в России около 3,5 миллиона человек, которые находятся в реабилитационных наркологических центрах. Среднее потребление алкоголя - 14-18 литров чистого спирта в год на человека. При этом предельными для национальной безопасности являются 8 литров. С 1990 по 1998 гг. число больных СПИДом выросло в 20 раз, и если тенденция роста не будет преломлена, то через четверть века в стране средняя продолжительность жизни сократится до 56 лет. Таковы прогнозы РАМН.

Таким образом, нашей стране нужно не только экологическое и здоровьеесберегающее образование, но и государство, ориентированное на эти же ценности [12, 25].

Уменьшение численности детей школьного возраста влияет, в том числе, и на «естественный» отбор при финансировании учебных заведений с учетом количества и результативности их работы. За последние 10 лет в стране закрыто 2500 школ. И эта тенденция сохранится, так как по прогнозам Госкомстата РФ через пять лет школьников останется 15 миллионов. В России сейчас 5600 школ, в которых численность детей с первого по последний класс меньше 20 человек. В сотне школ в стране работают 3-4 учителя и учатся только их дети. То есть Россия столкнулась с последствиями кризиса рождаемости девяностых годов. За последние 12 лет закрыто 30 тыс. сельских школ [1, 25]. По словам В.М. Филиппова, вопрос закрытия школ нельзя рассматривать только с точки зрения экономии средств. Начальные школы с первого по четвертые-пятые-шестые классы должны оставаться везде, так как куда-то переправлять маленьких детей нельзя. Судьбу старших классов надо определять сходом жителей. Выбор простой: либо школу оставлять, и дети в ней будут заниматься абы как, но будущего у них не будет, так как ЭГЕ (единый государственный экзамен) они не сдадут, потому что качество образования будет низким; либо школу закрывать и возить детей на школьном автобусе в более крупное поселение. Об этом говорил Президент РФ В.В. Путин 1 сентября 2000 г. в деревне Кузькино Самарской области. Только такая система может обеспечить качество образования [20, 54].

Страницы: 1 2 3 4 5


Похожие статьи:

Урбанизация. Понятие урбанизации, ее черты и роль в жизни общества
Урбанизация (англ. urbanization, от латинских слов urbanus – городской, urbs – город), всемирно-исторический процесс повышения роли городов в развитии человечества, который охватывает изменения в размещении производительных сил, прежде вс ...

Секрет успешной Женщины
Интервью с Еньковой Верой Михайловной, генеральным директором ООО "Влад", п. Урмары. Существует убеждение, что успешная карьера женщины требует того, что приходится от чего-то отказываться. На Ваш взгляд, так ли это? Как склады ...

Особенности подростков, воспитывающихся в неблагополучных семьях.
Изучая особенности подростков, воспитывающихся в неблагополучных семьях необходимо остановится подробнее на каждом типе семейного неблагополучия. Рассматривая типы благополучной семьи в зоне риска, где при появлении социально-экономическ ...


Разное

  • Национализм в молодежной среде
  • Социология медицины
  • Социальная терапия
 

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.sociologydeep.ru