Дезадаптация несовершеннолетних правонарушителей
как социально-педагогическая проблемаСтраница 1
Согласно ст. 87 Уголовного кодекса России, несовершеннолетними правонарушителями признаются лица, которым ко времени совершения преступления исполнилось четырнадцать, но не исполнилось восемнадцати лет. Несовершеннолетний возраст в разделе 5 Уголовного кодекса РФ («Уголовная ответственность несовершеннолетних», ст. 87 - 96) рассматривается в качестве обстоятельства, смягчающего ответственность. Так, в отношении несовершеннолетних не предусмотрено применение некоторых видов наказания, в частности - исключительной меры, а максимальный срок лишения свободы составляет 10 лет (ст. 88 УК РФ).
Следует также отметить широкое применение в судебной практике отсрочки исполнения приговора, которая в настоящее время реализуется в отношении примерно половины всех несовершеннолетних, осуждаемых к лишению свободы. Кроме того, Определенная часть нарушителей (более 20%) освобождается от наказания или уголовной ответственности: материалы по ним либо передаются в комиссии по делам несовершеннолетних, либо к ним применяются принудительные меры воспитательного характера: 1) предупреждение, 2) передача под надзор родителей или лиц, их заменяющих, либо специализированного государственного органа, 3) возложение обязанности загладить причиненный вред, 4) ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего. В случае систематического неисполнения мер воспитательного воздействия суд может привлечь правонарушителя к уголовной ответственности.
Таким образом, реальное уголовное наказание исполняется в отношении менее чем половины подростков, совершающих уголовно наказуемые деяния. Учитывая то, что в отношении совершеннолетних не предусмотрено ряда наказаний, а отдельные (например, штраф, исправительные работы) применяются весьма ограниченно, основным видом реального (исполняемого) наказания является лишение свободы, которое лица, осуждаемые в несовершеннолетнем возрасте, отбывают в воспитательных колониях.
Если же подросток, совершивший правонарушение, не достиг возраста привлечения к уголовной ответственности, т.е. ему не исполнилось 14 лет, или применение к нему уголовного наказания признается нецелесообразным, то такой подросток направляется в специальное учебно-воспитательное учреждение.
Использование специальных учебных заведений в профилактике правонарушений несовершеннолетних – одно из направлений деятельности органов внутренних дел.
Основной задачей указанных учреждений является коррекция поведения, обучение и подготовка к общественно полезной деятельности несовершеннолетних путем применения к воспитанникам педагогических методов с обязательным охватом общеобразовательным и профессиональным обучением и привлечением их к труду. При этом проведение воспитательной, культурно-массовой и спортивной работы сочетается с определенным режимом содержания.
Общеизвестно, что возраст в значительной мере определи физическое состояние человека, его поведение, интересы, и перспективы жизни. Большое значение имеет возраст и при отбывании наказания: он учитывается при организации различных направлений воспитательного процесса, реализации основных средств исправления, формировании коллективов осужденных и т.п.
Характеристика личности несовершеннолетнего осужденного во многом обусловлена особенностями подросткового возраста, который отличается бурным физическим развитием организма, энергией, инициативностью, активностью личное Повышенная возбудимость, неуравновешенность, преобладание процессов возбуждения над торможением могут служить и причиной нарушения дисциплины. Несовершеннолетние осужденные весьма восприимчивы к внешним воздействиям, причем как к положительным, так и к отрицательным. Восприимчивость и впечатлительность являются теми внутренними условиями, которые способствуют формированию основ мировоззрения, черт характера, свойств и качеств личности. Некритическое отношение к себе, неадекватная оценка действительное приводят к нравственной неустойчивости несовершеннолетных и осужденных, которая снижает эффективность социальной регуляции поведения и затрудняет формирование общественно полезных установок, взглядов и убеждений. В то же время нравственная неустойчивость, стремление к «лёгкой и красивой жизни, повышенная чувствительность к ситуационным влияниям, низкий культурный уровень несовершеннолетних осужденных расшатывают моральную саморегуляцию настолько что переход от безнравственных поступков к противоправны становится весьма легким и вероятным влияние на поведение и деятельность в таком возрасте, безусловно, оказывает самооценка, которая в большинстве своем является либо завышенной, либо заниженной. Это объясняется тем, что часто успех вызывает у подростков переоценку своих возможностей, а неудача порождает чувство неуверенности к даже неполноценности. При завышенной самооценке поведение воспитанника базируется на желании доказать свою исключительность, выделиться среди других. Такие осужденные мини прислушиваются к советам сотрудников колонии, ироничны и попыткам воспитателей пробудить в них стремление к нравственному самоусовершенствованию. Заниженная самооценка осужденного приводит к регуляции его поведения преимущественно внешними влияниями, зачастую случайными и нежелательными, чему способствует неуверенность в себе, боязнь выглядеть хуже других.
Похожие статьи:
Денежные выплаты в связи с материнством, отцовством
и детством
Конституция РФ предусматривает, что в РФ обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства (п.2. ст.7). В ней также указано, что материнство и детство, семья находятся под защитой государства (п.1. ст.38).
...
Определение понятия «этнос» в теориях различных ученых
Человечество, будучи единым целым в биологическом отношении, развивается по общим социальным законам и распадается на множество исторически сложившихся общностей. Особое место среди подобных общностей занимают этносы (в переводе с греческ ...
Ключевые категории сущности социальной работы
Определение сущности социальной работы связано со следующими ключевыми категориями: социальная защита, социальная поддержка, социальное обслуживание, социальное обеспечение. Значения этих терминов образуют содержательную характеристику со ...