Дезадаптация несовершеннолетних правонарушителей
как социально-педагогическая проблемаСтраница 6
· шестой тип групп состоит из подростков с положительными установками и ориентациями - асоциальные формы поведения проявляются в силу стечения обстоятельств, неправильной оценки ситуации и ожидаемых последствий.
Заслуживает внимание с точки зрения изучения механизмов формирования социальной дезадаптации исследования мотивационной структуры несовершеннолетних правонарушителей, проведенные Ангуладзе Т.Ш., который выявляет следующие группы асоциалов: правонарушители, для которых асоциальное поведение не принято и оценивается отрицательно; правонарушители, имеющие положительное эмоциональное отношение к преступности, но оценивают они ее отрицательно; правонарушители, у которых положительное эмоциональное отношение к преступности совпадает с положительными ее оценками
Полученные психологические характеристики несовершеннолетних правонарушителей, выявленные Фельдштейном Д.И., позволили исследователю условно выделить пять групп подростков на основе определенного типа поведения с учетом степени антиобщественной направленности личности: 1) подростки с устойчивым комплексом общественно-отрицательных, аномальных, аморальных, примитивных потребностей, с системой откровенно антиобщественных взглядов, деформацией отношений и оценок; 2) подростки с деформированными потребностями, низменными устремлениями, стремящиеся подражать первой группе несовершеннолетних правонарушителей; 3) подростки, характеризующиеся конфликтом между деформированными и позитивными потребностями, отношениями, интересами, взглядами; 4) подростки со слабо деформированными потребностями; 5) подростки, вставшие на путь правонарушений случайно. Правда, на наш взгляд, такая характеристика представителей последней группы, как «безвольны и поддаются влияниям микросреды» свидетельствует не о случайности правонарушителей, а об одном из типичных факторов асоциальных проявлений (в форме такой акцентуации характера, по Личко А.Е., как конформность).
Практическое значение исследований Фельдштейна Д.И. заключается в том, что на основе выявленной классификации им была разработана и апробирована система включения подростков в различные виды общественно полезной деятельности – это позволило наметить типологию приемов воспитательной работы с «трудными подростками».
Таким образом, проблема отклоняющегося поведения детей и подростков как следствие школьной дезадаптации представлена в современной психолого-педагогической и криминологической литературе достаточно разнопланово:
а) исследование причин асоциального и противоправного поведения молодежи (Игошев К.Е., Райский Б.Ф., Буянов М.И., Фельдштейн Д.И. и др.);
б) описание социально-психологического портрета юного асоциала (Братусь Б.С., Заика Е.В., Иванов В.Г., Крейдун Н.И., Личко А.Е., Меликсетян А.С., Фельдштейн Д.И., Ячина А.С. и др.);
в) рекомендации по ранней диагностике и профилактике отклоняющегося поведения (Алемаскин М.А., Арзуманян С.Л., Баженов В.Г., Беличева С.А., Валицкас Г.В., Кочетов А.И., Миньковский Г.М., Невский И.А., Потанин Г.М., Прейскурант Е.Н., Пстронг Д. и др.);
г) особенности системы перевоспитания в условиях специальных учреждений (спецшкола, спецПТУ, воспитательная колония) несовершеннолетних правонарушителей (Андриенко В.К., Башкатов И.П., Гербеев Ю.В., Данилин Е.М., Деев В.Г., Невский И.А., Медведев А.И., Пирожков В.Ф., Фельдштейн Д.И., Фицула М.Н., Хмурич Р.М.).
Мы полагаем, что исследования современных психологов, педагогов, криминологов, направленные на изучение несовершеннолетних правонарушителей, подтверждают жизнеспособность идей Макаренко А.С., который утверждал, что несовершеннолетние правонарушители обычные дети, «способные жить, работать, способные быть счастливыми и способные быть творцами». Современные исследования выявляют нейтральность в криминогенном отношении самих по себе естественно-органических свойств человека и возможность формирования нравственных качеств личности несовершеннолетних правонарушителей.
Похожие статьи:
Критерии
социальной стратификации и их изменения
Трансформация институтов российского общества серьезно сказалась на его социальной структуре. Изменились и продолжают меняться отношения собственности и власти, перестраивается механизм социальной стратификации, идет интенсивная смена эли ...
Сущность социального проектирования и социальный проект
Обратимся к сущности понятия «
социальное проектирование».
Деятельность по созданию проекта называется проектированием. Социальное проектирование есть способ выражения идеи улучшения окружающей среды языком конкретных целей, задач, мер и ...
Самоидентификация
личности как объект социологического
анализа
В условиях социокультурных трансформаций, характеризующих современный этап развития российского общества, весьма актуальным становится необходимость социального самоопределения личности. Глобальные перемены в жизни российского общества со ...
