Дезадаптация несовершеннолетних правонарушителей
как социально-педагогическая проблемаСтраница 5
Деструктивные особенности личности, считает Чеснокова Г.С., препятствуют успешному вхождению ребенка в новую ситуацию межличностного взаимодействия и определяют формирование устойчивых интегрированных личностных образований (прежде всего таких, как самооценка и уровень притязаний), которые способны длительное время определять модус социального поведения индивида, подчиняя себе наиболее частые его психологические характеристики.
Значительное место в современных исследованиях отводится комплексному изучению деформаций личности подростков, приводящих к такой форме дезадаптации, как противоправное поведение (Алемаскин М.А., Игошев К.Е., Миньковский Г.М., Потанин Г.М., Селецкий А.И., Тарарухин С.А., Фельдштейн Д.И. и др.).
Исследования несовершеннолетних правонарушителей, проведенные Фельдштейном Д.И., показывают, что в основе нравственной деформации их личности лежат не биологические свойства (как пытаются обосновать их ряд зарубежных и отечественных авторов: Гиббенс Т., Глюк Ш и Э., Орлов В.В., Стейнер Л.И др.), а недостатки семейного и школьного воспитания. У данных подростков утрачен интерес к учению, фактически порваны связи со школой, что приводит к их отставанию от сверстников на 2–4 года по образованию. При этом отставание, как и деформация познавательной и других духовных потребностей, не определяется отклонениями в психическом развитии: данная категория подростков обладает нормальными умственными возможностями, и целенаправленное включение их в заданную систему многоплановой деятельности обеспечивает успешную ликвидацию интеллектуальной запущенности и пассивности.
Заика В.И., Крейдун Н.П., Ячина А.С. выявляют такие факторы деформации личности, являющиеся предпосылками противоправного поведения, как: несформированность отношения к будущему, акцентуации характера, нарушение социальных отношений.
Миньковский Г.М. предлагал выделение групп несовершеннолетних правонарушителей, исходя из учета общей направленности их личности, а также данных социально-демографической характеристики и обстоятельств преступления, выделяя следующие типы подростков, для которых совершение преступления было: 1) случайным, противоречащим общей направленности личности; 2) вероятным, но неизбежным, с учетом общей неустойчивости личностной направленности; 3) соответствующим антиобщественной направленности личности, но случайным с точки зрения повода и ситуации; 4) соответствующим преступной установке личности и включающим поиск или создание необходимых повода и ситуации
Пирожков В.Ф., исследуя механизмы формирования установок на совместную асоциальную и криминальную деятельность, выявляет шесть типов групп несовершеннолетних:
· члены первого типа объединены единой криминальной установкой на основе сознательного присоединения и сплочения вокруг «вожаков», «авторитетов», ранее отбывавших наказание;
· второй тип отличается выраженностью групповых криминальных установок у одних членов и присоединившихся по механизму психического заражения и подражания - у других;
· третий тип представляет сообщества, включающие лиц с криминальными и асоциальными установками и несовершеннолетних с позитивными ценностями, но «вытолкнутых» из позитивного ролевого пространства в связи с неблагополучием в семье, школе;
· четвертый тип - сообществ с неоформленными асоциальными установками, когда асоциальная мотивация возникает часто в процессе совместного общения, в ситуации провоцирующих действий окружающих;
· пятый тип объединения состоит из подростков, испытывающих комплекс неполноценности, социальной ущербности, что провоцирует асоциальные способы самоутверждения по механизму ложной компенсации;
Похожие статьи:
Социальные гарантии в сфере занятости
Размер социальных гарантий работодателя определяется общим компенсационным пакетом работника, который, по мимо, заработной платы, включает в себя еще ряд опций: - добровольное медицинское страхование (ДМС); - дополнительное негосударствен ...
Многомерный статистический анализ
Многомерный статистический анализ - раздел статистики математической, посвященный математическим методам, направленным на выявление характера и структуры взаимосвязей между компонентами исследуемого многомерного признака и предназначенным ...
Отношение старшеклассников к религии как социальному явлению
«Исходный момент веры – вопрос о вере в Бога. Здесь возможны такие разнообразные ответы как «верю в Бога», «колеблюсь между верой и неверием в Бога» и «не верю в Бога» [5, с. 45]. Поэтому мы предоставили респондентам 5 вариантов ответа на ...