Дезадаптация несовершеннолетних правонарушителей
как социально-педагогическая проблемаСтраница 3
Мурачковский Н.И. в основу деления неуспевающих школьников закладывает различные сочетания двух основных комплексов свойств личности: мыслительной деятельности, связанной с обучаемостью, и направленностью личности, включающей отношение к учению, «внутреннюю позицию» школьника. Так, если низкое качество мыслительных процессов (анализ, синтез, сравнение, обобщение и др.) сочетается с положительным отношением к учению и «сохранением позиции» школьника, наблюдается «репродуктивный подход» к решению мыслительных задач, что приводит к серьезным затруднениям в связи с необходимостью усваивать учебный материал. Данный тип неуспевающих неоднороден по составу:
Учащиеся, для которых характерно стремление компенсировать неуспех в учебной работе с помощью практических видов деятельности: игр, занятий музыкой, пением.
Учащиеся, для которых характерно стремление избегать всяких трудностей в учебной работе и желание добиться успеха средствами, не согласующимися с нормами поведения школьника (списывают, пользуются подсказкой и т.п.). В отличие от детей первого подтипа (которые, испытывая трудности, все же пытаются вникнуть в конкретный смысл задания), эти дети не делают такой попытки, механического воспроизводства знания.
Особого внимания заслуживают взгляды Максимовой М. В., которая рассматривает 4 группы детей с различным характером адаптации через среднюю и низкую к дезадаптации: «Благополучное сочетание социальных внешних условий и активности ребенка приводит к положительному результату - адаптированности, неблагополучный ход - к дезадаптации». Явление дезадаптации характеризуется как очень низкий уровень развития произвольного внимания и отсутствие мотивации при наличии удовлетворительных и неудовлетворительных отметок, наличие неадекватной самооценки и проблем в общении.
Исследования психологов и педагогов выявляют причины возникновения отклонений в поведении и различных личностных проявлениях школьников (Алмазов Б.Н., Белкин А.С., Буянов М.И., Верницкая Н.Н., Грищенко Л.А., Максимова Н.Ю., Михайловская И.Б., Потанин Г.М., Райский Б.Ф., Селецкий А.И., Тарарухин С.А. и др.). Так, Райский Б.Ф. уделяет внимание психолого-педагогическим особенностям детей и подростков, возрастным факторам, которые при определенных условиях могут обусловливать отклоняющееся поведение. Анализируя педагогическую практику, И.В. Дубровина показывает, что если на одной из возрастных ступеней происходит сбой, нарушаются нормальные условия развития ребенка, в последующие периоды внимание и усилия взрослых (коллектива учителей и родителей) вынуждены будут сосредоточиться на коррекции.
Исследования Акимовой М.К., Гуревич К.М., Захаркина В.Г. показывают, что причины неусвоения знаний могут быть связаны у части несовершеннолетних не только с ответственностью, слабым вниманием, плохой памятью, но и природными генотипическими особенностями, которые не учитываются в реализации учителем учебных задач. Следовательно, отмечают исследователи, необходимо найти такую организацию учебного процесса, которая позволила бы этим учащимся овладеть решением учебных задач.
Исследователи отмечают и индивидуальные варианты развития несовершеннолетних, отстающих от возрастной нормы, что в конечном результате - если игнорировать данный факт и не создавать компенсирующих условий - также может являться предпосылкой возникновения школьной дезадаптации (Беличева С.А., Зюбин Л.М., Орлова Л.В. и др.).
Лебединская К.С., изучая причины возникновения дезадаптации выявляет особые признаки в эмоциональной, двигательной, познавательной сфере, поведении и личности в целом, которые на различных этапах психического формирования ребенка способствуют дезадаптации в подростковом возрасте и могут быть своевременно диагностированы до появления первых ее признаков.
Похожие статьи:
Ирвин Гофман
«Я» и творчество Ирвинга Гофмана
«Я» (самость) является для символических интеракционистов очень важным понятием (Вгийег, 1998). Фактически, Рок утверждает, что «Я» «составляет самый центр интеллектуальной схемы интеракционистов. Все о ...
Общественное мнение в современной России
Общественным мнением постоянно манипулируют различные политические субъекты. Политики, желая добиться своих целей, выдать свои узкопартийные, социальные интересы за интересы широких народных масс, как правило, опираются на «своих» исследо ...
Проблема суицидального поведения современной молодежи
Зигмунд Фрейд в свое время ввел понятие «инстинкт смерти» – иначе он не мог объяснить многое из того, что способен сотворить с собой человек. Стремление к саморазрушению, очевидно, заложено в нем от природы – если все живое вокруг изо все ...