Пенсионная реформа в Российской Федерации 2009-2010гг. и ее дальнейшее
развитиеСтраница 3
Начиная с 2006 г., после введения в действие Федерального закона №113-ФЗ, существовали две модели определения размера трудовой пенсии при назначении и пересчете пенсий по старости: был сохранен ранее действовавший порядок и введен новый — с применением индивидуального коэффициента пенсионера (ИКП), более точно учитывающего трудовой вклад пенсионера. Доля пенсионеров, перешедших на исчисление с применением ИКП, к концу 2007 г. дошла до 44,91%. Вместе с тем были введены ограничения, накладываемые на размер соотношения среднего заработка пенсионера и средней заработной платы в экономике, применяемые для индексации пенсии, в результате чего искусственно занижался размер исчисленной пенсии.
Справившись с долгами и стабилизировав финансовое положение пенсионной системы, Правительство и Пенсионный фонд начали в несколько этапов снимать ограничение, установленное Законом № 113-ФЗ: сначала повысили отношение зарплат до 0,8, потом до 0,95. В мае 2009г. планировалось довести его до 1,1. Но, учитывая стабильное финансовое положение Пенсионного фонда, было решено досрочно выполнить закон № 113-ФЗ в полном объеме и установить отношение зарплат в размере 1,2 уже в мае. Благодаря этому с конца 2009 г. максимальный размер трудовой пенсии достиг 90% от средней зарплаты по стране для исчисления пенсий.
В связи с нехваткой ресурсов в пенсионной системе на повышение минимального размера пенсии до социально приемлемого уровня способом линейной индексации вынужденно перешли к применению механизма выплаты компенсационной надбавки к минимальному размеру пенсии, увеличивающей все пенсии на фиксированную величину, что, по вполне понятным причинам, вызвало недовольство пенсионеров, получающих относительно высокие пенсии.
Более того, из-за недостаточности средств, позволяющих повышать размеры пенсий без ущерба для отдельных категорий пенсионеров, стало практически невозможным проводить какую-либо социально приемлемую политику в области пенсионного обеспечения. Приведем динамику реального размера пенсии по старости (в ценах 1987 г.): в 1990 г. — 80%, 1992 г. — 52, 1993 г. — 62,1994 г. — 58,1995 г. — 60,2007 г. — 54,2008 г. — 53, в 2010 г. — 41%. В результате снижения реального размера пенсии средний размер пенсии по старости в среднегодовой динамике составил относительно среднего размера заработной платы: в 2008 г. — 28,5% , 2009 г. — 31,2, 2010г.— 34,5 %. Еще более не устойчивый характер приобрело соотношение минимального размера пенсий по старости и прожиточного минимума. Если в 1991 г. оно составляло 171%, то к 2006 г. снизилось до 59%, а к 2010 г. — до 50%. При этом следует подчеркнуть, что в 1991 г. минимальный размер пенсий соответствовал минимальному потребительскому бюджету, а не уровню прожиточного минимума.
Такая тенденция свидетельствует о нарушении, по меньшей мере, двух основополагающих принципов государственного пенсионного страхования: государственной гарантии поддержания жизненного уровня пенсионеров путем обеспечения стабильного уровня покупательной способности пенсии и обеспечения сбалансированности соотношения средних размеров пенсий по старости и средней заработной платы (так называемого «коэффициента замещения»).
С появлением множества частных предприятий возникла еще одна проблема — в органы по назначению пенсий зачастую представлялись фиктивные справки о стаже и заработке в целях получения в последующем максимальной пенсии, хотя страховые взносы в Пенсионный фонд производились на них гораздо с меньшей заработной платы или вообще не платились. В итоге в 2008-2009 гг. пенсионные взносы платились с 35% фактических доходов населения, остальные 65% оставались вне обложения — были в тени. В результате взносы в Пенсионный фонд, которые должны были составлять 28% от общефедерального фонда оплаты труда, на деле едва превышали 10% от него. И заинтересованности в изменении этой ненормальной ситуации старая модель не создавала.
К концу 2007 г. ПФР удалось полностью ликвидировать задолженности по выплате пенсий, выплатной график с той поры соблюдается повсеместно и неукоснительно. В 2008-2009 гг. пенсии индексировались регулярно каждый квартал (за исключением ноября 2009 г.).
Похожие статьи:
Потребность в безопасности.
После удовлетворения основных физиологических потребностей наиболее актуальной для индивида становится потребность в безопасности. Более детально ее можно определить как потребность защищенности, стабильности, отсутствии страха, тревоги и ...
Анализ основной и вспомогательной литературы
Изучая проблему подросткового алкоголизма и его причины в теоретическом плане была изучена литература, которая помогла мне при написании данной работы.
Так, книга Бородина ,с, «Алкоголизм. Причины, следствия, профилактика» рассматриваетс ...
Социальные службы семьи
Для управления государственной семейной политикой созданы соответствующие комитеты в обеих палатах Федерального Собрания России, в Администрации Президента РФ. В структуре федерального Министерства труда и социального развития сформирован ...